Практически сразу после возвращения из Большого Адронного Коллайдера, я совершенно внезапно побывал еще в одном коллайдере. Но на этот раз в Крыму. И он оказался бетонным. Только коллайдер этот хоть и не разгонял элементарные частицы, но эффекта черной дыры достичь ему удалось. Вернее превратиться в эту дыру. Сначала этот бетонный монстр поглощал рапу и деньги, потому просто деньги, теперь он никому не нужен.
Название этому бетонному коллайдеру – Сакский химический завод имени 50-летия советской Украины. Бывший. Ныне заброшенный и разваливающийся.
Если бы коллайдер функционировал и сегодня, ему бы было без малого сто лет.
Этот монстр, который долгое время был градообразующим предприятием крымского города Саки, построили перед самой Революцией, в 1916 году. Нужен он был для переработки рассолов Сакского озера, с которой не смогли справиться иностранные специалисты. Возможно, вы удивитесь, зачем для переработки рассола нужно большое предприятие, ведь достаточно несколько тысяч просто сильнопьющих людей. Но рассол не тот. Речь идет о соли, которую добывали на озерах Сасык и Сасык-Сиваш.
Завод этот всегда был каким-то самым настоящим неудачником. То есть в подобном виде, как на фото, он был не раз. И даже не два. То есть его разрушали, забрасывали и затем снова восстанавливали. Первый раз это произошло почти сразу после того, как завод был построен – белогвардейцы его разрушили, а все ценное оборудование продали за границу. В 1921 году химзавод восстанавливали бывшие его рабочие, которые демобилизовались из Красной Армии после гражданской войны. Интересно, что первым восстановили бромный цех.
В следующие раз завод выглядел примерно так, как на фото после Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 г. оборудование завода успели демонтировать и отправить на Урал и в Сибирь, где сакские кадровые рабочие организовали новое производство, обеспечивавшее нужды фронта. Во время боев и оккупации завод превратился в развалины, но уже в первые послевоенные годы инженеры и рабочие его восстановили, а затем расширили производственные мощности. В последующие годы на предприятии вошли в строй новые крупные цехи, оснащенные современным оборудованием, выросли высококвалифицированные кадры рабочих и специалистов.
На фото – остатки колонн, которые пытались разрушить направленным взрывом еще году в 1987-1988.
И вот третье “разрушение”. После развала СССР. Де юре завод не значится как исчезнувший или заброшенный. Он существует, на части его территории что-то работает, функционирует ТЕЦ, которая греет Саки и обеспечивает город горячей водой, но, по факту, завод как крупное химическое предприятие уже полностью заброшен. А ведь когда-то он поставлял в половину Союзных республик перманганат калия, пергидроль, медный купорос, морскую и поваренную соль, удобрения, отбеливающие порошки и др.
Сейчас цеха завода выглядят вот так. Во многих зданиях полностью разрушены все внутренние стены и перекрытия и остались только коробки зданий, в которых на разной высоте.
Все еще есть двери. Двери в никуда.
Можно даже увидеть торчащие из стен пластиковые трубы. На предприятии было много агрессивных жидкостей, поэтому повсеместно использовался пластик. Правда не такой как сейчас. Еще было много трубопроводов из нержавейки и титана. Разумеется весь цветмет был вырезан в первую очередь.
Еще один цех без внутренностей.
Голова без всадника. На самом деле, валяющаяся каска как бы напоминает о том, что здесь лучше не гулять с открытой головой. На ветру стены гудят и “живут”.
А вот это здание и натолкнуло меня на ассоциацию с коллайдером. Такое ощущение, что его перенесли из соседнего, где остались только стены. А внутренности, скелет – вот он. Сюда принесли. На самом деле, это остатки очистных сооружений.
Это здание явно с первой постройки завода в 1916 году. Судя по формам входа и материалам.
Еще одно старое здание, которое пережило два предыдущих разрушения завода.
Противорадиационное укрытие на 840 человек. Но дальше не попасть, нужно распиливать замок.
А вот в заводскую столовую попасть можно. А ведь, наверняка, когда-то здесь было шумно, людно и по-настоящему пахло столовкой. Это была огромная столовая, которая обслуживала работников химзавода, ТЭЦ и Опытного завода НИИ “Йодобром” – грубо говоря около 3000 человек. Было два зала, отдельно диетическая столовая и буфет.
Жаль, посуду брать нельзя.
Кое-где еще можно увидеть не осыпавшийся кафель.
Холодильные камеры, но холодильников там уже нет.
Так же, как и концех. Конфетный? Вряд ли.
Видимо, здесь иногда рубятся страйкболисты. Судя по простреленным стеклам.
Идем дальше по цехам. В большинстве из них ничего особо интересного нет, все как обычно на подобных промышленных заброшках.
Календарь, который дает представление, до которого же времени работал завод. 2002 год – видимо это и есть водораздел.
Когда труба перестала дымить, а территория начала захламляться.
Внутренности химического коллайдера.
Любовь здесь больше не живет. Кто-то потерял голову. Кто-то ногу.
Да и любовного ложе уже нет.
Разыскивается правый ботинок.
Антология советского плаката. Здесь уже 1990 год. Целая эпоха между двумя календарями.
Охранник завода. Именно в этот момент я узнал, что завод считается не заброшенным, а действующим и даже охраняется. Сегодня объект считается госсобственностью, имеется арбитражный управляющий, который успешно распродает то, что еще не украли.
В конце дополнение от одного из моих читателей, который работал на этом заводе с 1983 по 1993 годы. Завод был фактически остановлен в 1995-96, но люди не были уволены – фактически он был законсервирован, и до 1999-2000 годов было несколько попыток возобновить производство. По нескольким позициям сакский химзавод был монополистом в СССР. А по ряду продуктов даже мировым лидером. Значительная часть продукции была военного значения. Перекись водорода (да, да, – блондики ее знают) – была компонентом ракетного топлива. Перманганат калия – использовался при производстве высоколегированных марок стали, а также для фармацевтической промышленности. Много продукции поставлялось за рубеж.
К 2000 году стало окончательно ясно – химзавод не восстановить. Людей (кто еще остался) – уволили. И начался дележ и распил того, что еще осталось. Правда, осталось, как выяснилось, немного. Под “шумок” было демонтировано все оборудование из цветных металлов (титан, нержавейка), не говоря более ценных материалах. Было даже пару уголовных дел , но сели стрелочники). После 2000 – резали чернуху. Сперва то, что открыто было, потом дошло дело и до подземных коммуникаций. В завершение “пира” разобрали даже железнодорожную ветку от станции.
Календари 2002-2003 год – это видимо бытовые помещения, использовались теми, кто разбирал остатки.
Рубрика: Путешествия. Метки: завод, Крым, разруха, заброшенное, бетон.